Очередная порция не обремененных конструктивом и аналитикой эмоций по поводу прочтенного/увиденного мной за последнее время. Осторожно: спойлеры.
Аркадий и Борис Стругацкие - "Обитаемый остров"
Книга просто отличная. Стругацкие - большие молодцы. Им удалось создать очень живой, осязаемый мир, который затягивает в себя с первых же строк.
- Уму непостижимо, - сказал Максим, - как это мы ухитрились проиграть войну при таком количестве техники на квадратный метр.
Стругацкие - единственные на данный момент авторы, у которых получилось заставить меня переосмыслить свои взгляды на так любимый мною милитари стайл. Удивительные по своей силе образы разоренной бесконечными распрями планеты очень прочно засели у меня в голове. Повесть без сомнений можно назвать антивоенной.
Максим выключил приемник.
- Уму непостижимо, - сказал Максим, - как это мы ухитрились проиграть войну при таком количестве техники на квадратный метр.
- А откуда ты взял, что мы ее проиграли? - лениво спросил Зеф.
- Не выиграли же, - сказал Максим. - Победители так не живут.
Стругацкие - единственные на данный момент авторы, у которых получилось заставить меня переосмыслить свои взгляды на так любимый мною милитари стайл. Удивительные по своей силе образы разоренной бесконечными распрями планеты очень прочно засели у меня в голове. Повесть без сомнений можно назвать антивоенной.
Максим выключил приемник.
- Не бесись, - сказал он. - Ничего я уже больше не хочу. И нечего на меня орать, сами вы виноваты, проспали свой мир, массаракш, разорили все, разграбили, оскотинели, как последнее зверье! Что теперь с вами делать? - Он вдруг оказался возле Гая, схватил его за грудь. - Что мне теперь делать с вами? - гаркнул он. - Что? Что? Не знаешь? Ну, говори!
Гай молча ворочал шеей, слабо отпихиваясь. Максим отпустил его.
- Сам знаю, - сказал он угрюмо. - Никого нельзя приводить. Кругом зверье... на них самих насылать нужно... - Он подхватил с пола один из альбомов и стал рывками переворачивать листы. - Какой мир загадили, -говорил он - Какой мир! Ты посмотри, какой мир!..
Антиутопия Стругацких, как мне кажется, очень и очень ненавязчивая, что просто не может не радовать. В свое время, меня ужасно воротило от наигранности оруэлловского романа "1984", который я так и не дочитал до конца: скучно, натянуто, раздражает. Здесь - совершенно другая история. Читать произведение легко и приятно. И при этом все, что в идеале должно сделать из читателя законченного пацифиста и филантропа, воспринимается на подсознательном уровне, очень плавно и, опять же, ненавязчиво.
У книги, вроде как, есть продолжение в лице повестей "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер". Нужно обязательно с ними ознакомиться.
Теперь, что касается фильма. Его я смотрел еще в 2008 году. Благо всякие спойлеры быстренько позабылись и удовольствия от прочтения книги не испортили. Помнилось только, что фильм мне, вроде как, понравился.
Сейчас же, после знакомства с каноническим текстом, решил еще раз взглянуть на экранизацию.
Горькие слезы стоят у меня в глазах.
Такое ощущение, что Бондарчук разрывался между тем, снять ли ему кино про "Обитаемый остров" или сделать ремейк на "Тайну третьей планеты", но в итоге ни к чему определенному так и не пришел и решил снимать все и сразу: какие-то неказистые машинки, картонные домики, совершенно непонятные дауны, жонглирующие, мать их, пластмассовыми шариками посреди лагеря мутантов, люк железного танка, держащийся на дверных петлях, безумные ниндзя с вакидзаси, поджидающие прохожих на улице... Это провал.
Такое ощущение, что Бондарчук разрывался между тем, снять ли ему кино про "Обитаемый остров" или сделать ремейк на "Тайну третьей планеты", но в итоге ни к чему определенному так и не пришел и решил снимать все и сразу: какие-то неказистые машинки, картонные домики, совершенно непонятные дауны, жонглирующие, мать их, пластмассовыми шариками посреди лагеря мутантов, люк железного танка, держащийся на дверных петлях, безумные ниндзя с вакидзаси, поджидающие прохожих на улице... Это провал.
Что касается актеров, то чувства смешанные. Кое-кто из них действительно смотрится в кадре отлично, кое-кто - совершенно неуместно. Чисто внешне главный герой выглядит потрясающе, даже Аркадий Стругацкий отметил схожесть Степанова с задуманным им и Борисом персонажем, но блин, его игра - это полный... полный... массаракш.
В общем, что уж тут говорить, фильм явно не дотянули.
Дэн Браун - "Код да Винчи"
К экранизации претензии в основном только из-за несоответствия тексту. Ну и плюс Хэнкс с Рено как-то, все-таки, кривовато там смотрятся. В общем, на четверочку. С минусом.
Еще, я имел глупость потратить несколько драгоценных часов своей жизни на "аналитическую" книгу "Взламывая код да Винчи".
"Книга "Код да Винчи" приоткрывает много тайн... Но книга "Взламывая код да Винчи" поможет вам найти ключ к загадкам, скрытым в бестселлере Дэна Брауна!"
Черта с два, Википедия поможет мне найти ключ к загадкам, скрытым в бестселлере Дэна Брауна!
А этот кусок макулатуры - просто тупой сборник небольших энциклопедических статей, рассказывающих, что такое орден тамплиеров, почему главного злодея зовут Ли Тибинг и откуда взялся шифр атбаш.
Кажется, кто-то просто решил срубить денег на волне успеха "Кода да Винчи".
Валерий Брюсов - "Огненный ангел"
А теперь о серьезном. "Огненный ангел" - это книга, которая заставила меня почувствовать себя тупым.
Если вкратце, то повествование там идет о Германии 16-ого века. Главный герой - бывший ландскнехт. Возвращаясь домой из Новой Испании (Мексика), он встречает в одной из таверн девушку по имени Рената. Рената одержима демонами, которые причиняют ей невыносимые физические страдания, но отступают, как только Рупрехт - главный герой - появляется рядом и предлагает одержимой свою защиту. Далее Рупрехт узнает, что с детства Ренате являлся обятый пламенем ангел Мадиэль. Со временем Рената полюбила Мадиэля как мужчину и тот, как казалось девушке, вселился в молодого графа Генриха, который и стал с того момента смыслом жизни Ренаты. Но графу Генриху вскоре наскучило общество боготворившей его Ренаты, и он скоропостижно от нее сбежал. Чтобы найти и вернуть своего возлюбленного, Рената подталкивает Рупрехта на занятие колдовством и спиритизмом, что, в итоге, приводит к очень печальному результату.
В тексте огромное количество отсылок на различные религиозные и философские работы, исторические события и деятелей того времени. Я очень явственно ощущал, что десятки и десятки скрытых смыслов, намеков и полунамеков ускользают от меня в каждой главе. Но что поделаешь, пришлось воспринимать текст в силу имеющегося у меня багажа знаний.
В общем, роман, помимо весьма и весьма занимательной сюжетной линии, обладает удивительной глубиной мысли, отражающей внушительные познания написавшего ее человека. Любителям пошевелить извилинами - рекомендую.
В тексте огромное количество отсылок на различные религиозные и философские работы, исторические события и деятелей того времени. Я очень явственно ощущал, что десятки и десятки скрытых смыслов, намеков и полунамеков ускользают от меня в каждой главе. Но что поделаешь, пришлось воспринимать текст в силу имеющегося у меня багажа знаний.
В общем, роман, помимо весьма и весьма занимательной сюжетной линии, обладает удивительной глубиной мысли, отражающей внушительные познания написавшего ее человека. Любителям пошевелить извилинами - рекомендую.

"Обитаемый остров" - замечательная книга! Одно из моих любимых произведений Стругацких, да и вообще одна из моих любимых книг.
ОтветитьУдалитьЯ был очень разочарован, посмотрев первую часть экранизации, настолько, что даже не стал смотреть вторую. И основными минусами первой для меня стали: примитивизация, упрощение как сюжета, так и персонажей, и, что важней, пожалуй, неудача в воссоздании самой атмосферы Саракша. У Бондарчука получилась какая-то совершенно безумная эклектика - уродливая техника (от "легковых автомобилей" до розового танка с люком на дверных петлях и саморезах), трущобы, и при этом - фантастический "город будущего" - это в стране после проигранной ядерной войны-то? В книге Саракш - "неблагополучный, грязный, несчастный мир" - а тут такое великолепие.. Погнались за красотой картинки, и в итоге потеряли главное - глубину и целостность и цельность, логичность происходящего. В итоге вместо очень глубокого, по сути философского, произведения получился банальный боевик. С посредственной игрой актеров, кривыми декорациями и так далее. В чем причина? Не знаю точно, но подозреваю, что для Бондарчука это было просто фильм, очередной коммерческий проект. По слухам, он во время одного из интервью сам сказал, что прочитал роман уже после того, как начались съемки. Естественно, что результат не мог понравиться тем, для кого "Обитаемый остров" - книга с большой буквы. Посмотрим, что получилось у Германа с "Трудно быть богом", это, видимо, будет примером противоположного подхода, в котором соединились перфекционизм режиссера со глубокой значимостью для него первоисточника.
А вот я себя пересилил и второй фильм посмотрел. Он еще хуже первого. Кроме слова "абсурд" ничего больше в голову не приходит. И всего обиднее то, что такой подход не оставляет надежды на экранизацию остальных книг трилогии о Каммерере. Хотя, это даже к лучшему.
УдалитьА вот про "Трудно быть богом" слышу впервые. Спасибо, обрадовали, буду ждать.