Невероятно тщеславен человек и совершенно слеп в своем тщеславии. Его душа переполнена самодовольством, а разум - стремлением к сиюминутной выгоде. Наш вид настолько недальновиден, настолько уверен в нерушимости своего права владеть этой землей, что любые пророчества, любые намеки и даже прямые угрозы извне едва ли в силах заставить его прозреть.
Роман Герберта Уэллса "Война миров" - как раз один из этих намеков-пророчеств. В своей книге английский писатель рассказывает о том, как однажды, в самом конце XIX века, на Землю вдруг прилетают марсиане.
Роман Герберта Уэллса "Война миров" - как раз один из этих намеков-пророчеств. В своей книге английский писатель рассказывает о том, как однажды, в самом конце XIX века, на Землю вдруг прилетают марсиане.
![]() |
| Герберт Уэллс (21.09.1866 - 13.08.1946) |
Их родная планета угасает: атмосфера истощается солнечным ветром, климат меняется, и даже на экваторе температура едва ли достигает уровня самой холодной из наших зим. Марсиане старше людей. Настолько старше, что не в силах даже принять нас за разумных существ. Мы - это животные, визжащие под их безучастным взглядом примерно также, как визжат мартышки, разбегаясь по сторонам от идущего сквозь джунгли человека. Ни о каком контакте с глупыми обезьянами не может быть и речи.
Марсиане приходят на эту землю с единственной целью: выжить. Их не интересует наша культура, они не ставят целью истребить наш вид, разгромить и втоптать нас в грязь. Они просто облагораживают территорию, которая отныне принадлежит им. Пришельцы не желают нам зла, они вообще не руководствуются понятиями морали. Их разум холоден, и сердца бесстрастны.
С нашей же стороны все выглядит просто ужасно: захватчики уничтожают дома, сжигают посевы, травят людей газом, пленяют и потребляют их в пищу. Бесчеловечно? Нет! Напротив, очень даже человечно!
Задумайтесь на минуту: смеем ли мы называть марсиан жестокими интервентами, устроившими геноцид, когда сами на протяжении многих веков покоряли и зачищали от своих же собратьев целые континенты? Кем теперь стали коренные жители Австралии? Что случилось с американскими индейцами? Кто знает, сколько африканцев погибло в цепях европейских торговых компаний? И ради чего? Ради золота, слоновой кости, железных дорог? Во имя Христа или просто потому, что они другие? Нет, никакого морального права осуждать марсиан мы не имеем.Роман Герберта Уэллса - это обвинительная речь, художественный упрек человечеству. По сути, его произведение можно рассматривать в одной связке с известными антиутопиями прошлого века, потому что людям недостаточно просто жить в мире друг с другом. Они должны понимать, что в таком случае процессы естественного отбора неизбежно выйдут далеко за пределы планеты Земля. А там, в бездонной глубине космоса, может быть все что угодно: и другие виды, разумные и могущественные, и невиданные аномалии, и еще черт знает что. Ко всему этому мы должны быть готовы. Если, конечно, выживание человечества представляет хоть какой-то экономический интерес.
Небольшое отступление
Естественно, что все эти книжки про марсиан в глазах большинства не более, чем страшные сказки, и на деле убедить кого-либо отказаться от своих корыстных интересов под предлогом возможной инопланетной интервенции вряд ли представляется возможным. Да и вообще, едва ли сила искусства способна раскрыть глаза всему человечеству. Но ведь сколько знамений и без этих книг! Оглянитесь вокруг. Сотня лет прошла с начала Первой мировой войны. Столько раз в XX веке наш мир стоял на пороге глобальной катастрофы, что, казалось бы, куда уж больше. Но что мы видим: вооруженные конфликты, санкции, агрессивная риторика - все это по-прежнему является неотъемлемой частью повседневности. А стоит лишь оторвать свой нос от земли и взглянуть на небо, как тут же над нами разрываются челябинские метеориты, и человек, не в силах защитить себя от этой угрозы, просто закрывает голову руками. Как мартышка в джунглях во время грозы.
Впереди у нас еще долгие годы сражений, борьбы против непонимания, алчности, тупости, национальных интересов США. Вариантов будущего не так уж и много, но если свести их до двух абсолютных, то выйдет следующее: или мы найдем общий язык и станем действовать разумно, или полностью вымрем как вид. Оба из этих вариантов могут воплотиться совершенно разным образом, но что бы там ни было, лично я все равно склоняюсь к первому. "Ибо люди ни живут, ни умирают напрасно..."

Артем, а почему вы больше не пишите в блоге? Вас интересно почитать.
ОтветитьУдалитьПрочитал книгу Норы Галь «Слово живое и мёртвое» и понял, что совершенно не умею писать. Вернусь обратно, когда подрасту.
УдалитьЖаль. Удачи вам в подрастании.
ОтветитьУдалить